Радио онлайн слушать бесплатно на Зайцев FM | Слушать свежие радиостанции на бесплатном radio онлайн без регистрации всегда в хорошем качестве. Ушастое радио – круглосуточная радиоточка встреч со звездами и хорошей музыкой. Слушай бесплатное онлайн радио Зайцев.FM! Проект портала ЗАЙЦЕВ.НЕТ.
Загрузка...
Dizzy Gillespie All-Star Big Band
Dizzy Gillespie All-Star Big Band
Биография Dizzy Gillespie All-Star Big Band

Джон Беркс (John Birks), известный как Диззи Гиллеспи, (‘Dizzy’ Gillespie), родился 21 октября 1917 года в небольшом городке Чироу, штат Южная Каролина.
Изучал теорию музыки в Лоринбургском институте (Северная Каролина) — негритянском общеобразовательном колледже, где обучался на музыкальном отделении по классам тромбона, теории и гармонии. Затем самостоятельно овладевает трубой, фортепиано и ударными инструментами. С 15 лет полностью переходит к игре на трубе. В годы учёбы выступает в ученическом оркестре колледжа.
В 1935 году приехал в Филадельфию, играл с разными составами и через полтора года заменил в оркестре Тэдди Хилла своего кумира — Роя Элдриджа. В 1938 году появился в Нью-Йорке, очень быстро зарекомендовал себя профессиональным исполнителем и написал первые аранжировки для оркестров Вуди Германа, Джимми Дорси и Эрла Хайнза. С 1939 по 1941 годы играл в биг-бэнде Кэба Кэллауэя, в 1943 году провел два месяца в оркестре Дюка Эллингтона, сотрудничал также с Эллой Фицджеральд, Бенни Картером, Коулменом Хокинсом, Чарли Барнетом, Лаки Миллиндером.
С 1942 года регулярно приходил на джем-сэйшнз в Minton’s Playhouse, весь следующий год постоянно играл с разными составами на 52-й улице, где его партнерами были Чарли Крисчиен, Телониус Монк, Кенни Кларк, Оскар Петтифорд и прежде всего — Чарли Паркер. В 1944 году вместе с Паркером (познакомились в 1940 году в Канзас-сити) работал в бэнде Билли Экстайна.
Совместно со своими партнерами упорно утверждал новый стиль джаза — «бибоп», не связанный с танцевальной музыкой, основанный на виртуозных импровизациях солистов и нередко на весьма сложных по тому времени темах. Многие из них были записаны в 1945 году году квинтетом Паркера—Гиллеспи (во многих случаях авторство приписывается обоим). В том же году собрал первый в истории джаза биг-бэнд в стиле «бибоп».
В композициях и аранжировках упор был сделан не на звучание инструментальных групп, а на игру солистов-импровизаторов, таких, как Милт Джексон, Рэй Браун, Джеймс Муди, Сесил Пэйн, Джей Джей Джонсон, Юзеф Латиф (позже присоединились Джон Колтрейн, Джимми Хит, Пол Гонзалес). К тому же Гиллеспи добавил в ритм-группу нескольких перкуссионистов (самым известным стал Чано Позо), дабы подчеркнуть афро-американские корни джаза.
В 1946–48 годах оркестр несколько раз гастролировал в Европе, а 29 сентября 1947 года выступил в Карнеги-холле с большой концертной программой, в которой впервые прозвучали Toccata For Trumpet And Orchestra Джона Льюиса, Good Bait Тэда Дамерона и сюита Джорджа Рассела Cubana Be, Cubana Bop.
После 1950 года Гиллеспи выступал с квинтетом и регулярно записывал пластинки (с 1951 года у него своя фирма грамзаписи).
В 1953 году сотрудничал с антрепризой Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic. Его партнерами чаще всего становились Дон Байес, Эл Хейг, Лео Райт, Джуниор Манс, Лало Шифрин, Стэн Леви, Лес Спан и другие. В 1955–59 годах вновь руководил бэндом, с которым ездил от имени Госдепартамента на гастроли в Азию, Африку и на Ближний Восток.
В 1961 году журнал Down Beat выбрал Гиллеспи в символический «Пантеон славы».
В 1962–68 годах выступал с собранным им новым оркестром — Reunion Big Band. Параллельно постоянно играл в малых группах, выступал на многих фестивалях, три раза представлял джаз в Белом доме. В 1969 году объявил себя независимым кандидатом на выборах президента США.
В 70-е годы входил в различные звездные составы, в следующем десятилетии выступал с ансамблем, в который входили трубачи Артуро Сандоваль и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничал с молодыми коллегами, которых по праву считал своими учениками — с Джоном Фэддисом, Артуро Сандовалем или Уинтоном Марсалисом. Самые известные композиции Гиллеспи — Night In Tunisia, Manteca, Con Alma, Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin’ High, Woody’n You, Blue N’Boogie. В конце 70-х стал почетным доктором нескольких университетов.
В 1980-е годы Диззи Гиллеспи руководит биг-бэндами «Dream Band», «United Nations Orchestra», в которые входили трубачи Артуро Сандоваль и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничает с молодыми коллегами, которых по праву считает своими учениками — с Джоном Фэддисом, Артуро Сандовалем или Уинтоном Марсалисом. Самые известные композиции Гиллеспи исполняемые биг-бэндом — Night In Tunisia, Con Alma, Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin’ High, Woody’n You, Blue N’Boogie. В 1989 году Гиллеспи даёт 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, коронуется как племенной вождь Нигерии, получает 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Бёркли). В этом же году удостаивается степени командора Ордена искусств и литературы Французской Республики и премии «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы возле дома 7057 по Голливудскому бульвару в Лос-Анджелесе.
В 1990 году он единственный раз в жизни выступает в московском Театре эстрады.
Диззи Гиллеспи 32 раза выступил в самом престижном концертном зале США, нью-йоркском Карнеги-Холле. Назначено было и его 33-е выступление — в день его 75-летия, однако из-за болезни Диззи выступить не смог. В этот день вместо него выступили его друзья и ученики: многолетний партнер по малым ансамблям и биг-бэндам саксофонист и флейтист Джеймс Муди; трубач Джон Фэддис; кубинский саксофонист и аранжировщик Пакито Д’Ривера и многие другие музыканты.
Диззи Гиллеспи умер от рака поджелудочной железы ночью 6 января 1993 года и был похоронен на кладбище Flushing Cemetery в нью-йоркском районе Куинс.

По поводу изогнутой трубы, известный джазовый критик Леонард Фезер писал: «…случай произошел на вечеринке, устроенной в честь дня рождения Лоррейн в январе 1954 года в баре «Snooki» на 44-й улице. Гиллеспи оставил свою трубу на подставке для инструментов, но кто-то из танцоров свалился на нее и при этом погнул трубу, так что ее раструб оказался направленным вверх». Новое звучание, которое изгиб придал инструменту, понравилось Гиллеспи, и с тех пор он играл только на гнутой трубе.
Много было сказано и написано о неподражаемых щеках Диззи Гиллеспи. Объяснение этому дает Барнхарт (музыкант, профессор по классу трубы и солист оркестра имени Каунта Бэйси): «…в то время, когда Диззи с Чарли Паркером и другими начал устраивать джем-сешны на всю ночь, …он играл часами, много часов подряд, чаще всего соревнуясь с выходящими на сцену музыкантами. Он никак не мог позволить себе поддаться усталости и заставлял себя продолжать, когда другие трубачи уже выходили из строя — то есть когда и его мыщцы уже начинали сдавать. Чтобы не уступать саксофонистам, Гиллеспи опирался на свои щеки; в саксофон можно дуть хоть пять часов, усталость при этом несравнима с усталостью человека, играющего на трубе. Губы трубача во время игры, вибрируя, ударяются о жесткий мундштук, в то время как саксофонист имеет дело с довольно мягкой тростью. Когда мышцы, составляющие амбушюр, устают … щеки неизбежно начинают компенсировать недостаток поддержки на губах, раздуваясь сильнее, чем обычно. Именно это и случилось с Гиллеспи. А не смеялись над ним, над его странным видом, по одной простой причине — никто в мире не потянул бы играть на трубе так и в таких количествах, как играл он в сороковых годах. Музыканты, критики, слушатели — всех их он заставил сосредоточиться на том, что он играл, а не на том, как он при этом выглядел. Мышцы щек он использовал для того, чтобы дополнить выдох от диафрагмы. Да, щеки раздувались, но он не терял контроля над потоком воздуха».

Прожив 75 лет он успел невероятно много: вместе с саксофонистом Чарли Паркером произвел революцию в джазе, породив новый стиль, записал сотни эпохальных пьес и альбомов, вошедших в золотой фонд джаза; создал несколько малых составов и биг-бэндов, каждого из которых было бы достаточно для увековечения памяти. В течение многих десятилетий он был недосягаем как джазовый виртуоз и сумел оказать влияние на многих музыкантов последующих поколений.
По своему значению Диззи Гиллеспи считается вторым человеком в джазе после Луи Армстронга. Каунт Бэйси сказал: «Гиллеспи создал 75% современного джаза».
Его вклад в развитие джаза огромен. Один из величайших джазовых трубачей всех времен, он был настолько сложным исполнителем, что другие музыканты, его современники, тщетно пытались воспроизвести его манеру. Бенни Картер, оценивая виртуозность исполнителя, сказал: «Изобретатель трубы знал, что есть вещи, которые на этом инструменте реализовать нельзя, но он забыл сказать об этом Диззи».
Истинной сенсацией в мире джаза было использование Гиллеспи элементов афро-кубинского музыкального наследия, значительно усложнивших ритмическую структуру джаза.
Он открыл миру целую плеяду композиторов и аранжировщиков, среди которых Гил Фалле, Джон Льюис, Чикко О’Фэррил и Тэд Дамерон. Кроме того, Гиллеспи был вдохновенным педагогом, который всегда записывал свои музыкальные инновации и с удовольствием разъяснял их представителям следующего поколения.
Гиллеспи удалось завоевать признание широких масс как шоумену. Он был одним из мастеров скэта, т. е. вокально-слогового пения (сам термин «бибоп» считается его выдумкой и произошел от скэта), законодателем новой сценической моды (экстравагантные костюмы и головные уборы пришли на смену фракам, типичным для эпохи свинга), остроумным конферансье. Но именно игра на трубе и лидерский талант сделали его гигантом джаза.


Избранная дискография

1941—Dizzy Gillespie with Charlie Christian. Esoteric
1945—Complementary Works, Vol. 5. Masters of
1945—In the Beginning. Prestige
1945—Shaw Nuff. Musicraft
1946—Modern Trumpets .Dial
1946—Dizziest .Bluebird
1946—One Bass Hit .Musicraft
1946—Live at the Spotlite. Hi-Fly
1946—Live 1946. Bandstand
1947—At the Downbeat Club (Summer, 1947) [live]
1947—It Happened One Night. Natural
1947—Live at Carnegie Hall. Artistry
1947—Jivin' in Be Bop .Moon
1948—Dizzy Gillespie and Max Roach in Paris [live]. Vogue
1948—Dizzy Gillespie and His Big Band GNP. Crescendo
1948—Good Bait .Spotlite
1950—Dizzy Gillespie Plays, Johnny Richards…. Discovery
1951—Dee Gee Days: Savoy Sessions . Savoy
1951—Dizzy Gillespie [Dee Gee]. Dee Gee
1951—The Champ .Savoy
1951—School Days .Savoy Jazz
1952—Dizzy Gillespie, Vol. 2 . Atlantic
1952—Dizzy Gillespie, Vol. 1 . Atlantic
1952—Horn of Plenty. Blue Note
1952—Dizzy Gillespie in Concert [live]. Daybreak
1952—Dizzy Gillespie in Paris, Vol. 2 [live]. Vogue
1952—Dizzy Gillespie with Strings. Clef
1952—Jazz from Paris [live]. Clef
1952—Dizzy Gillespie/Gerry Mulligan. Europa
1952—On the Sunny Side of the Street. Moon
1952—In Paris [live]. Vogue
1953—Dizzy over Paris. Roost
1953—Dizzy Gillespie Paris Concert [live]. GNP
1953—Concert in Paris [live]. Roost
1953—Dizzy Gillespie in Paris, Vol. 1 [live]. Vogue
1953—Pleyel Concert 1953 [live]. Vogue
1953—Hot Vs. Cool. MGM
1953—The Greatest Jazz Concert Ever [live]. Prestige
1953—The Dizzy Gillespie/Stan Getz Sextet, Vol. 1. Norgran
1953—The Dizzy Gillespie/Stan Getz Sextet, Vol. 2. Norgran
1953—Diz and Getz. Verve
1953—And Stan Getz. PolyGram
1953—Dizzy in Paris [Contemporary]. Contemporary
1954—Afro. Norgran
1954—Dizzy Gillespie and His Orchestra. Norgran
1954—Jazz Recital. Verve
1954—And His Latin Rhythm: Afro. Verve
1954—Round Midnight. Verve
1954—Dizzy and Strings. Norgran
1954—Diz Big Band. Norgran
1954—Dizzy Gillespie with Roy Eldridge. Verve
1954—The Trumpet Kings. Verve
1954—Trumpet Battle. Verve
1954—Dizzy Gillespie Orchestra. Allegro
1954—Dizzy Gillespie and His Original Big Band. GNP
1955—One Night in Washington. Elektra
1955—The Dizzy Gillespie Big Band [Verve]. Verve
1955—Tour De Force. Verve
1956—The Modern Jazz Sextet. Verve
1956—Dizzy in Greece [live]. Verve
1956—World Statesman. Norgran
1956—On Tour with Dizzy Gillespie and His Big Band. Artistry
1956—For Musicians Only. Verve
1956—Dizzy Gillespie Plays. Allegro
1956—Dizzy Gillespie and His Big Band at Birdland [live]. Sandy Hook
1957—Birk’s Works. Verve
1957—Dizzy Gillespie and Stuff Smith. Verve
1957—«Live» 1957 Jazz. Unlimited
1957—The Live in Chester. Jazz Hour
1957—Sittin' In. Verve
1957—Dizzy Gillespie and Count Basie at Newport [live]. Verve
1957—At Newport [Verve] [live]. Verve
1957—Dizzy Gillespie Duets. Verve
1957—Sonny Rollins / Sonny Stitt Sessions. Verve
1957—Duets: Sonny Rollins and Sonny Stitt. Verve
1957—The Greatest Trumpet of Them All. Verve
1957—Sonny Side Up. Verve
1957—Dizzy at Home and Abroad. Atlantic
1959—The Ebullient Mr. Gillespie. Verve
1959—Have Trumpet, Will Excite!. Verve
1959—Diz and Bird Royal. Roost
1959—Copenhagen Concert [live]. Steeple Chase
1961—An Electrifying Evening with the Dizzy…. Verve
1961—Carnegie Hall Concert [live]. Verve
1961—Perceptions. Verve
1961—A Musical Safari. Booman
1961—Gillespiana. Verve
1961—Dizzy Gillespie Quintet in Europe [live]. Unique
1962—New Wave. Philips
1962—Jazz on the French Riviera [live]. Philips
1962—Dizzy on the French Riviera. Philips
1962—The New Continent. Limelight
1962—Composer’s Concepts. EmArcy
1963—Something Old, Something New. Philips
1963—Dizzy Gillespie and the Double Six of Paris [live]. Verve
1963—Dizzy Gillespie Goes Hollywood. Philips
1963—The At Newport [Tristar] [live]. Tristar
1963—Dateline Europe. Reprise
1964—The Cool World. Philips
1964—Jambo Caribe. Verve
1965—With Gil Fuller and the Monterey Jazz…. Blue Note
1965—And His Quintet. RTE
1966—Soul Mates. VSP
1967—Swing Low, Sweet Cadillac. GRP/Impulse!
1967—Live at the Village Vanguard. Blue Note
1967—Jazz for a Sunday Afternoon. Solid State
1968—Reunion Big Band. MPS
1969—My Way. Solid State
1969—Soul and Salvation. Tribute
1969—Sweet Soul [live]. Gateway
1969—The Beginning: Diz and Bird. Roost
1970—Enduring Magic Black. Hawk
1971—Giants. Perception
1971—The Real Thing. Perception
1971—The Giants of Jazz and Dizzy Gillespie Live. Jazz Door
1971—Dizzy Gillespie and the Dwike…. Mainstream
1971—Blues People. Koch
1972—Giants of Jazz. Atlantic
1973—The Giant. Accord
1974—Dizzy’s Big 4 [Gold]. Analogue
1974—Trumpet Kings Meet Joe Turner. Pablo
1974—Dizzy’s Big 4. Pablo/OJC
1975—Afro-Cuban Jazz Moods. Original Jazz
1975—The Dizzy Gillespie Big Seven. Pablo
1975—At the Montreux Jazz Festival 1975 [live]. Original Jazz
1975—The Trumpet Kings at Montreux '75 [live]. Pablo
1975—Bahiana. Pablo
1976—Dizzy’s Party. Original Jazz
1977—Free Ride. Original Jazz
1977—Gifted Ones. Pablo
1977—Montreux '77 [live]. Pablo
1978—Diz. RCA
1979—Manteca. Pickwick
1979—Live at the Monterey Jazz Festival. Ala
1980—Trumpet Summit Meets Oscar Peterson Big Four. Original Jazz
1980—At Montreux [live]. Pablo
1980—Digital at Montreux, 1980 [live]. Pablo
1980—Summertime (Digital at Montreux, 1980) [live]. Pablo
1980—Summertime Montreux 1980 [live]. Pablo
1981—Endlessly. MCA
1981—Jazzbohne Berlin 1981 [live]. Repertoire
1981—Musician, Composer, Raconteur: Plays & Raps… [live]. Pablo
1982—To a Finland Station. Fantasy/OJC
1984—Closer to the Source. Atlantic
1984—New Faces. GRP
1986—Dizzy Gillespie Meets the Phil Woods Quintet. Timeless
1989—Max + Dizzy, Paris 1989 [live]. A&M
1989—Live at Royal Festival Hall. Enja
1989—Symphony Sessions (August 25, 1989). Pro Arte
1990—Winter in Lisbon. Milan
1990—On the French Riviera. Polygram
1991—Rhythmstick. CTI
1991—Bebop and Beyond Plays Dizzy Gillespie. Blue Moon
1991—Dizzy Gillespie & Mitchell Ruff. Mainstream
1992—To Bird With Love: Live at the Blue Note. Telarc
1992—Dizzy Gillespie with Gil Fulle .Capitol
1992—To Diz with Love: Diamond Jubilee Recordings. Telarc
1993—Hot Licks: Live Sweet. Soul Sound
1993—Ruff Duo. Sony
1993—Live: Village Vanguard. Capitol
1994—Big Bands. LRC
1994—Lady Be Good Four. Star
1994—Strangers in Paradise. ITM
1994—Con Alma. Jazz World
1994—All the Things You Are. Drive
1995—Groovin' with Diz. Black Label
1995—No More Blues. Moon
1995—Hot House. Prime Cuts
1995—Swing Love. Babacan
1995—Diz Meets Stitt. Moon
1996—Groovin' High [Eclipse]. Eclipse Music
1996—Night in Tunisia [Delta] [live]
1996—Things to Come. Delta
1996—Live at the Latino Jazz Festival '85. Babacan
1996—Night and Day. Collector’s
1997—Be Bop. Delta
1997—Dizzy for President. Knitting
1997—Drive. Archive
1997—Groovin' High [Indigo]. Indigo
1997—Pleyel Jazz Concert 1948 [live]. BMG
1998—Triple Play. Telarc
1998—Paris Jazz Concert 1960 [live]. Malaco
1999—Dizzy in South America: Official U.S. State…. Cap
1999—Night in Tunisia [Early Bird] [live]. Early Bird
2000—The Rhythm Man. Magnum
2000—Live: Chester, Pennsylvania, June 14, 1957. Storyville
2000—Live at the Royal Festival Hall. BBC
2000—In Concert…Carnegie Hall [live]. Collectables
2000—Anthology

Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.